ЭЦП для маркировки: как получить электронную подпись

Чтобы очистить российский рынок от контрафактной продукции и в целом оздоровить экономику страны, была введена система маркирования. С каждым годом все больше товаров подлежит идентификации, и все больше предпринимателей становится ее участником. Для легальной работы на рынке они должны не только маркировать продукцию, но отчитываться обо всех операциях в «Честном ЗНАКЕ». А для этого требуется получить квалифицированную электронную подпись, или УКЭП.

Что такое ЭЦП для маркировки?

Цифровая подпись формируется через шифрование данных и представляет собой реквизит электронного документа, который защищает его от подделки и копирования.

Кроме того, ЭЦП обеспечивает проверку целостности документации, их конфиденциальность и позволяет определить авторство. Подлинность определяется через ключ проверки, который должен быть подтвержден сертификатом.

Использование подписи регламентируется ФЗ № 63 от 2011 года. Сфера действия включает удостоверение бумаг при оказании госуслуг и заключении соглашений.

ЭЦП необходима и для тех предпринимателей, которые участвуют в ИС «Маркировка». Она требуется для регистрации и создания ЛК, а также системы электронного документооборота с целью передачи накладных со штрихкодами.

Зачем нужна электронная подпись при работе с маркировкой?

На сегодняшний день знаки идентификации наносятся в обязательном порядке на изделия из натурального меха, табачную и продукцию легкопрома, обувь, одежду, лекарства, духи, покрышки.

Эти товарные категории проходят все стадии — от производства до реализации конечному покупателю. Их можно отследить в ЭДО и быть уверенным в достоверности полученной информации и качестве продукции как раз за счет того, что вся документация подписана УКЭП.

электронная подпись при работе с маркировкой

ЭЦП удобна для работы с маркировкой и обеспечивает компаниям всех уровней:

  • Защиту от штрафов за неучтенный товар.
  • Отсутствие затрат на покупку у дистрибьюторов сведений о том, в каком количестве и где реализована продукция.
  • Возможность быстро выявить подделку либо изделие с истекшим сроком годности.
  • Оптимизацию всех рабочих процессов — приемки, инвентаризации, отгрузки — за счет доступа к ЭДО.

Так, к примеру, электронная подпись, полученная для маркировки препаратов в фармацевтической отрасли, поможет аптекам выявить фальсифицированные или просроченные лекарственные средства. А это позволит обезопасить конечного потребителя не только от бесполезной траты денег, но и возможного ущерба здоровью.

Кому нужна ЭЦП для ИС «Маркировка»?

Кому нужна ЭЦП для ИС «Маркировка»

Подпись необходима всем предпринимателям, занятым в производстве, поставках, продаже маркированных изделий. Товаропроводящая цепочка начинается с компании-изготовителя. С помощью ЭЦП она информирует о выпуске новой партии, получает штрихкоды.

Кроме того, подпись требуется:

  • Импортерам, чтобы заявить о ввозе товаров и получить знаки идентификации до момента оформления на таможне.
  • Оптовикам и розничным реализаторам для фиксации факта получения продукции, продажи или утилизации, получения новых КиЗ в случае потери или порчи первичных.

Поэтому всем участникам системы маркировки, занимающимся выпуском и продажей лекарственных средств, обуви и других товаров, которые требуют идентификации, нужно заблаговременно позаботиться о приобретении ЭЦП. Это позволит избежать серьезных штрафных санкций.

Какая ЭЦП нужна для маркировки?

Какая ЭЦП нужна для маркировки

Для того, чтобы работать по новым правилам, понадобится не просто ЭП. Усиленная квалифицированная электронная подпись, или УКЭП, имеет несколько важных преимуществ перед остальными видами, за счет чего и была выбрана для маркировки продукции.

  1. Является аналогом подписи, проставляемой на бумажном носителе. Это особенно удобно, если партнеры по бизнесу находятся в разных городах или даже странах. Пересылка физической документации в этом случае может обойтись в крупную сумму.
  2. Более защищенный вариант. Безопасность всех данных обеспечивается за счет криптографических методов, оговоренных с ФСБ.
  3. Имеет ту же юрсилу, что и обычная подпись. Поэтому все документы даже в рамках офиса могут быть заверены ею. Можно полностью отказаться от бумажных носителей.

Как получить электронную подпись для маркировки товаров

Как получить электронную подпись для маркировки

Получить УКЭП можно в специализированных организациях, которые входят в список аккредитованных УЦ. При этом нужно предоставить следующий пакет документов:

  • Паспорт.
  • Заявление, заполненное по установленному образцу.
  • Для ИП — ИНН и страховое свидетельство.
  • Для юрлиц — выписка из ЕГРЮЛ.

Подать заявку может и доверенное лицо предпринимателя при условии наличия на руках нотариально заверенных бумаг.

За ЭЦП для маркировки придется заплатить, в среднем купить ее можно по цене от 1900 р. Однако этим процедура не завершается, поскольку УКЭП требует настройки. Для этого на компьютер устанавливается специальный драйвер и программа «КриптоПро CSP». В целом это несложная процедура, но требующая внимательного отношения.

Главное, что наличие электронной подписи по итогу значительно облегчит деятельность всех участников рынка. Особенно ее оценят те компании, которые постоянно проверяют огромное количество документации на бумажных носителях.